Валерий Рузин: «Великая Отечественная война – наше общее историческое наследие, ставшее сегодня основой евразийского единства»

Рузин Валерий Давыдович (1)

14 декабря исполнилось 80 лет заместителю генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, продюсеру, почетному кинематографисту России, президенту Евразийской академии телевидения и радио, академику Международной академии менеджмента, кандидату философских наук Валерию Рузину. О своем настоящем и прошлом, творческих планах и перспективах фестивального движения в современном российском кинопроцессе – в интервью с юбиляром.

− Как вы успеваете делать фестиваль за фестивалем и в течение года организовывать сопутствующие им мероприятия международного масштаба? Откуда берете силы, время?

− Три основных момента. Первый – это стабильная команда, способная решать все более сложные задачи. Второй – расширение сообщества единомышленников, среди которых цвет документалистов страны. С 2020 года соорганизатором фестиваля стала Ассамблея народов Евразии, помощь которой становится сегодня решающей. Третий − поддержка семьи, сыновей и внуков. Без них бы не выдержал.

− Как вы пришли в кино, ведь в свое время окончили философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова?

− Научную работу я и сейчас продолжаю. В последние годы неоднократно публиковался в российских журналах «Стратегические приоритеты», «Вопросы коммуникативистики», белорусской «Науковой думке»; более десяти статей по кино и евразийской тематике имеется в сборниках Казахского национального университета имени Аль Фараби «PR и СМИ в Казахстане». Выступаю с докладами и публикациями в Китае и на конгрессах Азиатско-Тихоокеанского союза вещателей.

В 1966 году я начал работать с Григорием Львовичем Рошалем по организации Всесоюзного фестиваля кинолюбителей. Со следующего, 1967 года уже работал в Союзе кинематографистов СССР, отдав пять лет кинолюбителям. Занимался организацией киноклубов Института атомной энергии имени Курчатова и в Доме ученых в Красной Пахре. Вернулся в кино благодаря светлой памяти Кириллу Разлогову. По его приглашению я создал в Институте культурологии, когда он его возглавил, сектор информационных технологий культуры. Кирилл Эмильевич был человеком редкой одаренности и знания кино. Он предложил идею первого римейка в истории отечественного кино «Трактористы 2», которую мы осуществили на студии «Курьер». Наше сотрудничество продолжалось более семи лет.

− Прокатом каких фильмов занимались, возглавляя кинокомпанию, а потом холдинг «Центр СКИП-фильм»?

− Мы реализовали проекты к столетию кино − циклы «Киномарафон» на телеканале «Россия» и «Век кино» на Первом канале. Было создано более двухсот программ по лучшим фильмам мирового кино, в которых приняли участие ведущие киноведы страны. Работали вместе с Татьяной Яковлевой, Сергеем Лаврентьевым, Алексеем Баталовым, Натальей Ивановой, Владимиром Кобриным.

Два документальных фильма о Тонино Гуэрре сняли с сербским режиссером Пуришей Джорджевичем и Андреем Хржановским. Сотрудничал с Александром Адабашьяном, Евгением Марголитом. Российско-чилийская картина «Шрам» была снята Себастьяном Аларконом. Памятна игровая картина народного артиста Азербайджана Вагифа Мустафаева «Национальная бомба» (Гран-при фестивалей «Улыбнись, Россия!», стран СНГ и Балтии в Смоленске, лауреат ряда зарубежных киносмотров).

− Продолжаете ли заниматься прокатом фильмов?

− Да. В последние годы я занимаюсь прокатом документального кино. Начинаем создавать сеть киноклубов «Победили вместе» по стране.

− Почему перестали снимать фильмы как продюсер?

−Не перестал. Постоянно продюсирую документальное кино. Как правило, это совместные проекты российских и зарубежных коллег. Несколько работ я продюсировал совместно с Григорием Илугдиным  («Реприза», «Русские соколы в небе Китая», «У стен Москвы»); два последних − в сотрудничестве с китайскими коллегами. В 2020–2021 годах продюсировал вместе с безвременно ушедшим таджикским режиссером и продюсером Сафарбеком Салехом фильм «Нисар», который он успел завершить в этом году. Многие фильмы удостоены российских и международных фестивальных наград − в Сан-Франциско, Мангейме, Китае.

− Почему решили создать Евразийскую академию телевидения и радио? Чем вам близка тема евразийства?

−Евразийская академия телевидения и радио объединяет профессионалов медиасферы всех стран СНГ, Восточной и Южной Европы, Китая, Израиля и некоторых других государств. Существует с 2001 года.

Академия родилась как итог проведения крупного медиасобытия стран СНГ – Евразийского телефорума. Первый Евразийский телефорум прошел в Москве в 1998 году. На втором родилась идея создания организации, объединяющей профессионалов. Мы провели тринадцать телефорумов, каждый из которых включал творческий конкурс: это игровые и документальные работы всех стран постсоветского пространства, Израиля, Китая; международный конгресс c участием экспертов и видных деятелей кино и телевидения, обсуждавших волнующие их вопросы.

Появился целый ряд совместных проектов, документальных и игровых, с нашими казахскими, азербайджанскими, китайскими, таджикскими, французскими коллегами; принимали участие в них и профессионалы Израиля.

Мы провели в Китае (Пекин, 2006; Шанхай, 2008; Сиань, 2016), и в России (Москва, 2007, 2009), и в Севастополе (2016, 2018) уже cемь форумов кинематографистов Россия и Китая. Прямым результатом профессионального общения явилось создание первого российско-китайского игрового сериала «Последняя тайна мастера». Это 30 серий, прошедших премьерным показом на канале РЕН ТВ и на ССTV-1, самом массовом телеканале Китая. Мы реализовали четыре российско-китайских документальных проекта.

Россия вместе с другими странами строит евразийское экономическое пространство. Если мы не заполним его общим культурно-информационным содержанием; если мы будем все дальше расходиться ментально, духовно, культурно, идейно, ценностно, то затрещит и экономика, и политическое сотрудничество, что и показал опыт Украины. Мы должны предпринять гигантские усилия, ведь не бывает пустоты − если пространство становится пустым, оно сразу чем-то заполняется. Очень важно для всех стран постсоветского пространства не позволить заполниться этому пространству чем-то чужим, враждебным. Необходимо продолжать его заполнять смыслом общей истории, общих ценностей, общей экономики и т. д. На это направлена наша деятельность и фестиваль «Победили вместе» в частности.

− Эпоха пандемии ограничила общение с зарубежными коллегами или, напротив, предложила какую-то новую, может быть, более плодотворную форму?

Нам пришлось перенести фестиваль в  2020 году на более поздний срок, но все-таки полноценно провести его. Как всегда, проводились просмотры в кинотеатрах; залы были заполнены. Ежедневные пресс-конференции проходили с онлайн-включениями не сумевших приехать авторов. Но они проходили! Авторы включались от Великобритании и Италии до Таджикистана! Итальянцы даже смогли выступить онлайн и защитить свой проект на питчинге. Пандемия подчеркнула ценность межличностных контактов, необходимость действовать, не допустить упрощения культуры. Этим проблемам был посвящен уже второй форум БРИКС, организованный китайскими коллегами, где 3 декабря я выступил с докладом.

− С нынешнего года фестивалю «Победили вместе» присвоено имя Владимира Меньшова. Он имел непосредственное отношение к нему?

− В 2015 году по совету Карена Шахназарова я обратился к Владимиру Валентиновичу с предложением возглавить фестиваль. Предложение было сразу принято. Меньшов ежегодно присутствовал на фестивале (за исключением ковидного 2020 года). Всегда встречался с севастопольцами, особенно охотно − с ветеранами. За эти годы во многом благодаря его авторитету фестиваль вырос и с 2019 года стал крупнейшим смотром документального кино в России с широким международным участием. Именно такую задачу ставил Владимир Валентинович.

Вместе с Сергеем Мирошниченко он решал, кому вручать премию за вклад в документальное кино, учрежденную с 2019 года. Владимир Валентинович лично вручил первый раз эту премию Виктору Лисаковичу в 2019 году, и им же было принято решение о присуждении премии Сергею Дебижеву в 2020 году. Всегда лично принимал решение о присуждении премии президента фестиваля. Отсутствуя в 2020 году на фестивале, он лично вручил в Москве премию президента фестиваля генерал-полковнику А. В. Картаполову, продюсеру выдающейся работы творческого коллектива под руководством Андрея Осипова − сериала «Вечная Отечественная».

В 2017 году на церемонии открытия фестиваля от имени жителей Cевастополя Меньшову был вручен уникальный приз «Любовь народа». И эта любовь чувствовалась всюду. Он подчеркивал свою прямую связь с фестивалем, заинтересованность в его работе и развитии.

Владимир Валентинович считал фестиваль «Победили вместе» фестивалем национальной гордости и говорил, что такой киносмотр должен быть крупнейшим в стране. Меньшов полагал, что, привлекая к участию профессионалов кино более сорока стран, фестиваль укрепляет легитимизацию Крыма как неотъемлемой части России. Особенно ему было дорого, что мы продолжили и укрепили традицию, заложенную Героями Советского Союза. Его радовал выросший профессиональный уровень фестиваля, что подтвердили более сорока видных профессионалов киноиндустрии в своих обращениях к министру культуры РФ.

Мы можем гордиться, что вместе многого достигли и убеждены, что сохранить память о бессменном президенте кинофестиваля «Победили вместе» − наша обязанность.

− Ради чего проводить фестивали, если многие жалуются, что все сложнее стало находить финансирование? В чем ваш стимул? Есть ли у вас свой девиз, миссия?  

− Изначально фестиваль был организован по инициативе живущих в Крыму Героев Советского Союза в память об общем военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны. Эта тема традиционно остается для нас одной из основных и пользуется огромным вниманием как российского, так и зарубежного общества.

Основная идея − сделать фестиваль точкой сбора российских и зарубежных деятелей кино и телевидения, стоящих на позициях исторической правды и отстаивающих ее в своем творчестве. На этом пути сделано немало.

Миссия фестиваля − консолидация творческих сил деятелей кино и телевидения на позициях противодействия попыткам переписать историю Великой Отечественной войны и фальсификации истории, восстановление исторической правды о войне.

− В прошлом месяце вы провели в Волоколамске и Москве девятую сессию Международного общественного форума «Бессмертная память: вспомнить все поименно!». Это тоже часть вашей фестивальной деятельности? В чем смысл мероприятия?

 − Цель форума – привлечь внимание к вопросам сохранения исторической памяти народов, поддержка движения против размывания ценностных и смысловых аспектов истории, фальсификации итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Великая Отечественная война – это наше общее историческое наследие. Это общее богатство, ставшее сегодня по воле истории основой евразийского единства.

Вместе победили нацизм. Вдумаемся: несмотря на идеологические препятствия, по сути, весь мир – вся Европа, Азия и Америка − объединился против человеконенавистнической идеологии и практики немецких нацистов и японских милитаристов.

Это общее достояние важно не утратить окончательно, а упрочить в сознании народов Евразии.

Победа была завоевана ценою громадных жертв. Народы всего мира не имеют права забыть подвиг тех, кто проложил дорогу к Победе.

В Волоколамске сессия прошла под девизом «Вспомнить всех поименно». В дни, когда отмечалось восьмидесятилетие подвига панфиловцев, состоялась вторая конференция Международной ассоциации потомков панфиловцев и их друзей. Поставлена реальная задача создать поротно, побатальонно полный список кадрового состава панфиловской дивизии.

Что хотите пожелать кинематографистам в Новом году? Что сами ожидаете от наступающего года?

− Берегите себя, дорогие коллеги! Хотелось бы избежать бесконечного списка утрат замечательных профессионалов, пренебрегших вакцинацией. Защитите себя! Будьте здоровы!

Вопросы задавала Ирина Измайлова,

газета “СК-Новости” № 12, декабрь 2021