
Валерий Рузин
Генеральный директор фестиваляКаждый год в середине мая Евразийская Академия Телевидения и Радио собирает на благословенной севастопольской земле кинематографистов из разных стран на Международный фестиваль документального кино и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». Все эти годы активное участие в организации и проведения фестиваля принимают Правительство Москвы, и Черноморский флот России, а после возвращения Крыма и Севастополя в Россию фестиваль заручился и поддержкой Министерства культуры РФ и с этого года Союза кинематографистов России.
Фестиваль «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» – это единственный фестиваль, созданный в Севастополе по инициативе Героев Советского Союза, проживающих к Крыму, в память о военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны. За годы работы и профессионального сотрудничества фестиваль приобрел статус одного из ведущих межнациональных кинофорумов, предоставляющих уникальную возможность для творческого диалога и поддержки документалистов России и других стран. С каждым годом роль кинотелефорума в культурной жизни Севастополя все более возрастает, постоянно раздвигая географические границы и приглашая все новых участников.
2014 год открыл новую страницу в истории Крыма, Севастополя и Международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ».
Проведение фестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» в Севастополе чрезвычайно символично. Здесь свято чтят историю. Здесь даже намек на пересмотр или иное толкование нашей общей победы невозможен.

Открывая фестиваль в 2014 году, я сказал, что все участники и организаторы благодарны вам, севастопольцы, за то, что вы наполнили эти слова «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» новым смыслом. От всей души желаю, чтобы этот смысл утверждался на нашем фестивале. Чтобы то творческое горение, которое сопутствует молодым и уже зрелым нашим коллегам, давало такие всходы, которые зажигают сердца любовью к Отчизне.
География фестиваля ширится с каждым годом. Если в 2014 году побороться за награды приехали профессионалы из 15 стран – Швеции, России, Украины, Казахстана, Болгарии, Молдовы, Грузии, Латвии, Израиля, Китая и других, то в этом 2017 году к участию в конкурсе рассматривалось около 400 фильмов из 25 стран мира и 27 городов и регионов России. В итоге в программу фестиваля вошли документальные и телевизионные работы производства 23 стран.
В конкурсных и внеконкурсных показах были представлены фильмы-участники и лауреаты крупнейших международных кинематографических смотров, фестивалей и премий, таких как Sundance, Rotterdam, Jihlava, DOK Leipzig, Karlovy Vary International и многих других.
Количество участников конкурсных программ – 75. Общее количество работ во всех программах – 116.
Международная часть программы была представлена следующими странами: Казахстан, Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Германия, Россия, Донбасс, Чешская республика, Франция, Эстония, Китай, Польша, Беларусь, Грузия, Киргизия, Армения, Великобритания, Молдавия, Словакия, Сирия, Украина.
География работ из России также впечатляет: Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Ижевск (Удмуртия), Махачкала (Дагестан), Мурманск, Томск, Уфа (Башкирия), Хабаровск, Белгород, Казань, Владикавказ, Саратов, Севастополь, Калуга, Иркутск.
В ближайшей перспективе – еще более масштабное привлечение к участию в фестивале творческой интеллигенции тех европейских стран, с которыми мы победили вместе. Именно об этом в частности сказал 20 апреля 2017 года в своем выступлении на заседании Оргкомитета «ПОБЕДА» В.В.Путин, призывая защищать «историческую правду о Второй мировой войне, традиции и дух союзничества в борьбе с нацизмом».

Фестиваль расширяет свои границы не только географически. Программа каждого последующего форума становится насыщеннее. В ней участвуют работы, освещающие не только события Великой Отечественной войны, но и различные военные конфликты, события, происходящие в мире, в которых мужество человека, героизм и стойкость его духа возрастает во сто крат.
Актер, режиссер, продюсер и член жюри фестиваля 2014 года Сергей Маховиков знает о войне не понаслышке. Он не раз выезжал в охваченный пламенем гражданской войны Таджикистан. Прочувствовал на себе ее боль. Осознал ее чудовищную разрушительную суть. В память о тех днях, о своих товарищах он снял фильм «Тихая застава», показ которого состоялся в рамках форума в 2014 году. Автор уверен, что фильмы о войне надо снимать так, чтобы люди возненавидели ее. Прокляли, отреклись от нее как от формы решения любых противоречий, какими бы глобальными они ни казались. А для этого надо свято хранить память о нашем героическом прошлом. Извлекать из него уроки.

— Мы только сейчас начинаем понимать, что мы теряем, если вдруг кто-то что-то захочет переписать, переделать, настроить друг против друга. Помимо открытых конкурсных показов, в рамках фестиваля проходили творческие встречи, круглые столы и мастер-классы с известными представителями киноиндустрии.
Перед открытием фестиваля прошла встреча руководителей и организаторов фестиваля с аккредитованными журналистами, на которой Президент кинофестиваля, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель «Оскара», Владимир Меньшов выразил надежду увидеть на фестивале неожиданные, талантливые картины. Это будет, по его словам, самой большой наградой и для нашего зрителя. Композитор и режиссер, художественный руководитель фестиваля Валентин Овсянников поделился своей радостью за приезд в этот чудесный город, овеянный боевой славой, и отметил, что быть художественным руководителем этого фестиваля для него – большая честь. Он пожелал жителям замечательного города с его леген дарным прошлым, блестящего, светлого будущего: экономического, культурного, туристического, которого они достойны.

А член жюри фестиваля, президент киностудии «Казахфильм», поэт, кинорежиссер и сценарист Бахыт Каирбеков признался, что для него «День победы» теперь ассоциируется с фестивалем «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ».
— Когда-то я сам стал призером этого фестиваля, – сказал он журналистам – и теперь каждый год в нем участвуют казахстанские фильмы. Считаю, что в плане событийности этот фестиваль привлекает огромное количество творческих людей, а также туристов. Через фильмы участников конкурса жители других городов и стран смогут узнать историю Севастополя. Думаю, что люди, приезжающие в Севастополь на кинофестиваль, знакомясь с городом, влюбляются в него и передают потом эти эмоции зрителям.
Председатель жюри, режиссер Сергей Мирошниченко, пообещал журналистам немало настоящих фильмов-шедевров, в чем впоследствии мы убедились, просмотрев за время фестиваля большое количество прекрасных картин. Действительно программа этого года была яркой, интересной и очень разнообразной. В этом году, по словам программного директора Яны Конофальской, была продолжена работа по реформированию фестиваля, начатая еще в прошлом году. Мы постарались, сказала она, расширить географию и фокус – искать и, если получится, уловить отражение нашего прошлого – в сегодняшнем дне, в современной жизни – в разных уголках мира.
Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что им это удалось сполна.
Церемония открытия фестиваля традиционно прошла в Драматическом театре им. Б.Лавренева. Объявил об открытии президент фестиваля Владимир Меньшов.
XIII-й по счету фестиваль – это немалый срок. За это время фестиваль приобрел новое звучание, раскрывая темы подвига и победы не только в Великой Отечественной войне, но и в различных сферах современной жизни: в культурной, социальной, профессиональной, осмысливая героику наших дней. Сегодня он выступает культурной и художественной площадкой, целью работы которой является объединение и профессиональная поддержка документалистов, отражающих в своем творчестве актуальное прочтение темы фестиваля, а также способствует сохранению живого кинематографического пространства стран, объединенных общей историей.
В своем приветствии в адрес фестиваля губернатор города поддержал предложение Общественного совета фестиваля, чтобы с 2018 года фестиваль стал называться «Севастопольский международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ».

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
- КОНКУРСНЫЕ ФИЛЬМЫ
В программе фильмов были затронуты различные темы, актуальные сегодня как в России, так и в мире в целом.
Программа состояла из 3 конкурсов: Конкурс документальных фильмов, Телевизионный конкурс и Конкурс киношкол.
КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ представлен двумя тематическими блоками: «Память» и «Отражение».
«Память» – раздел документального конкурса, в котором собраны лучшие российские и зарубежные работы, объединенные общей тематикой – «Мы и Вторая мировая война». В этом году в нем удалось собрать работы высочайшего мирового качества с огромной эмоциональной составляющей – фильмы, хранящие нашу память об общем историческом прошлом, фильмы, рассказывающие как частную историю человека, попавшего в круговорот событий войны, так и общую мировую историю – аналитические фильмы о происходившем на планете в этот период.
В блоке «Отражение», посвященном современности и миру вокруг нас, удалось выразить основные темы, волнующие человечество сегодня. Это и сирийские беженцы, и расхождение политических взглядов внутри одной семьи, вопросы офицерской чести и детство в регионах после военных действий, будущее культуры, настоящее и завтрашний день нашей страны, беззаветная преданность профессии – все, в чем состоит выбор и преодоление для людей сегодняшнего дня.
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНКУРС – конкурс студий и теле визионных каналов, сформированный на основе документальных фильмов и программ от производящих телеканалов и телестудий. Конкурсные работы ТВ-конкурса в этом году были представлены в следующих жанрах: телевизионный документальный фильм; документальный цикл или сериал; репортаж; портретный очерк; телепрограмма. Объемный по составу и тематике телевизионный конкурс также имел международный статус и широкую географию – в нем приняли участие работы из множества зарубежных стран и регионов России. Тематика работ разнообразна – от политики, истории и этнографии до экологии и культуры.
КОНКУРС КИНОШКОЛ – одно из открытий этого года. В рамках программы были показаны фильмы разных направлений – о культуре и литературе, о войне и нашей памяти, фильмы на темы геополитики, семьи, фильмы о России глазами иностранцев и даже сатирические работы.
По отзывам профессионалов и жюри – это одна из сильнейших программ фестиваля, и работы, представленные студентами, могут составить конкуренцию фильмам мэтров индустрии кино. Многие работы конкурса были отмечены призами и специальными дипломами, в том числе дополнительными.
- СПЕЦПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ
Особым вниманием прессы и зрителей пользуются специальные программы фестиваля.
Программа «Актуально: Донбасс» целиком посвящена фильмам о трагических событиях, развивающихся на востоке Украины на протяжении последних лет. Этой сложной и горячей теме уделяется особое внимание, актуальность ее не ослабевает, и уже второй год фестиваль оставляет тему спецпрограммы «Актуально: Донбасс» одной из заглавных.
Программа «Крым Forever» представила фильмы о регионе проведения фестиваля – полуострове Крым. В этом году в нее вошли фильмы, познакомиться с которыми можно в основном только в рамках фестиваля – это фильмы о культуре края, этнографии, истории, выдающихся представителях региона – все это многообразие тем неизменно вызывает интерес как со стороны профессионалов киноиндустрии, журналистов, так и со стороны местных жителей, тех, ради которых в большей части и органи зован фестиваль.
Программа «Россия завтра» – собрание любопытнейших документальных работ о России сегодняшнего дня и ее будущем. Фильмы об отдаленных уголках страны, о современной науке, ее перспективах и технологиях, о людях долга и чести – о тех, от кого зависит будущее страны. Но эти фильмы – не только сухие факты, это тонкое, иногда ироничное, а иногда даже поэтическое кино о нас с вами, о времени и надежде.
- ВНЕКОНКУРСНЫЕ ПОКАЗЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФЕСТИВАЛЯ
В рамках фестиваля удачно прошли многочисленные внеконкурсные показы, творческие встречи, мастер-классы и круглые столы (в том числе в прямом эфире), поднимающие животрепещущие темы современного мира, кино и телевидения.
Особым интересом, уже традиционно, пользовались встречи с президентом фестиваля В.В. Меньшовым. Одна из его встреч была посвящена и адресована ветеранам ВОВ и прошла в кинотеатре «Победа» при большой аудитории зрителей и с огромным откликом.
Профессиональные творческие встречи и мастер-классы были проведены лучшими представителями кино: Сергеем Мирошниченко, Натальей Гугуевой, Евгением Голынкиным, Олегом Штромом, Ириной Васильевой и Александром Радовым, Виктором Тихомировым.
Показы работ и встречи с авторами, помимо основных фестивальных площадок, прошли в Центральной городской библиотеке им. Толстого, Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова, Севастопольском государственном университете, Черноморском Высшем военно-морском училище им. Нахимова, Севастопольском Президентском кадетском училище, к/т «Победа», в пансионате «Песочная бухта».
Новый формат круглых столов, впервые опробованный фестивалем в нынешнем году, полностью оправдал наши надежды.
Дискуссия в прямом эфире нашего информационного партнера Первого Севастопольского телеканала – круглый стол «Документальное кино XXI века. Зеркало или инструмент? Документ или идеология?» – вызвала большой интерес публики и участников, прошла активно и плодотворно. Очень надеемся, что подоб ная форма работы станет для нашего фестиваля традиционной.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Ежедневно в день показов конкурсных фильмов проводились пресс-конференции в формате Q&A по фильмам дня. Обсуждения были на редкость горячими и захватывающими и привлекали большое количество участников (пресса, авторы, гости). Материалы пресс-конференций транслировались в прямом эфире и выложены в открытый доступ на платформах фестиваля и сотрудничающих СМИ.
Помимо традиционных ежедневных пресс-конференций, в период фестиваля проведены и тематические – Продюсерского центра «Динамо», представившего ряд новых работ, снятых на спортивные темы, и кинопроекта «Одесса. Черная весна».
МЕДИАФОРУМ
Отдельным и особым событием фестиваля вот уже в который раз стал VI Российско-китайский медиафорум сотрудничества по культуре и туризму, посвященный сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза.
Многолетнее плодотворное сотрудничество вылилось в подписание соглашений о совместной работе в ближайшем будущем.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФЕСТИВАЛЯ
В этом году в фестивале приняло участие большое число журналистов, что несомненно работает на имидж, продвижение и развитие фестиваля. Впервые за долгие годы нам удалось осветить и обсудить фестиваль и фильмы программы настолько широко. Активная творческая атмосфера и качество работ, представленных на фестивале, были неоднократно отмечены как представителями СМИ, так и жюри. В следующем году мы планируем сохранить все, что оправдало себя в нынешнем, а также развить и расширить структуру и организацию фестиваля.
К работе в жюри были привлечены лучшие представители кино- и телеиндустрии, культуры. Высокая оценка нашей работы с их стороны и положительные отзывы особенно важны нам и дают огромный стимул к дальнейшему продолжению работы по развитию фестиваля.
Большое количество иностранных авторов, присутствующих на фестивале, обеспечило живую профессиональную работу – в этом году фестиваль действительно стал рабочей площадкой для российских и зарубежных кинематографистов – профессиональной международной территорией общения.
Участники из разных стран (в т.ч. Германия, Бельгия, Чехия, Казахстан и др.) делились опытом работы, секретами и спецификой производства.
Особой заслугой фестиваля в этом году стала реализованная возможность привезти авторов и представить их зрителям и жюри, организовать прямой контакт и дискуссию. Именно такой контакт делает фестиваль живым и продуктивным. Этот опыт оказался очень положительным, и на сегодня мы довольны результатом. Мы очень надеемся сохранить этот формат общения, укрепить и расширить его – организовать еще более масштабное и плотное сотрудничество профессионалов, жюри, прессы и зрителей в следующем году.

Известный российский тележурналист, руководитель про граммы «Военная тайна» Игорь Прокопенко, вошедший в состав жюри, провел в Севастополе мастер-класс, приоткрыл некоторые детали подготовки популярной программы. Ответил он на многочисленные вопросы коллег, в том числе и о ренессансе патриотизма.
– Патриотизм – это такая субстанция, которая всегда востребована государством, – подчеркнул он, – и чем крепче государство, тем это ближе к поверхности. Патриотизм – это не пустой звук. Сегодня потребность в нем особенно высока. Патриотизм – это любовь к Родине. А что для нас Родина? Это наши близкие, наши родные, наш дом. Вот и получается, что патриотизм – это ответственность за тех, кто стоит у тебя за спиной. И в Беларуси в этом направлении ведут очень дальновидную политику.
Большинство представленных проектов объединяла тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы для севастопольцев – дата особая. 70 лет назад, 9 мая 1944 года из города изгнали оккупантов. Участники и гости фестиваля почтили память освободителей, возложив цветы к мемориалу на Сапун-горе. Весной 1944-го здесь проходили наиболее ожесточенные бои. Как вспоминали очевидцы, земля не успевала впитывать кровь солдат. Красные маки на склоне – символ той пролитой крови.
На фестивале не раз вспоминали о том, что вскоре юбилей освобождения будут отмечать и в Беларуси, где к теме народного подвига такое же трепетное отношение. Пережитое не позволяет говорить о войне равнодушно.
В 2014 году на X фестивале знаковым событием стал показ фильма шведского режиссера Гуниллы Брески «Я останавливаю время» о Владиславе Микоше – легендарном фронтовом кинооператоре-документалисте Великой Отечественной войны. Эта документальная лента, основанная на дневниковых записях и кадрах снятой им кинохроники, была отмечена призом Военно-исторического общества России «За верность исторической правде».
– Совсем немногие на Западе знают о Восточном фронте. Многие люди в Швеции, равно как и в других европейских странах, искренне полагают, что Вторую мировую войну выиграли Америка и Англия, что именно они победили фашизм, – сказала Гунилла. – Моя цель – рассказать западным зрителям о том, что происходило в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны.
В 1995 году она впервые приехала в Россию, где узнала правду о роли Советского Союза в войне, о жертвах, положенных на алтарь Победы. Открывшаяся правда настолько потрясла ее, что она решила донести эту правду до соотечественников, до всех тех, кто, как и она ранее, пребывает в неведении. Она сняла о войне девять фильмов. Шесть из них посвящены Великой Отечественной.
В следующем 2015 году Гуннила Брески приехала на фестиваль в качестве председателя жюри.
Яркая страница фестиваля – участие в торжествах, посвященных 231-й годовщине основания Черноморского флота. Традиционный молебен в Кафедральном Свято-Владимирском соборе привнес в программу фестиваля особую духовную атмосферу. Место упокоения легендарных адмиралов – героев первой обороны Севастополя свято для всех черноморцев. Здесь обрели вечный покой те, кто положил начало героическим традициям несгибаемого мужества и стойкости воинского духа легендарного города.
Командование Черноморского флота оказывает большую помощь в организации фестиваля.
– Черноморский флот всегда поддерживал и будет поддерживать этот фестиваль, – подчеркнул заместитель командующего Черноморским флотом контр-адмирал Юрий Ореховский. – Мы болеем за всех участников, за всех тех, кто неравнодушен к нашей истории. Нет смысла разделять их на страны, ведь эта победа действительно общая.
XIII-й по счету фестиваль – это немалый срок. За это время фестиваль приобрел новое звучание, раскрывая темы подвига и победы не только в Великой Отечественной войне, но и в различных сферах современной жизни: в культурной, социальной, профессиональной, осмысливая героику наших дней. Сегодня он выступает культурной и художественной площадкой, целью работы которой является объединение и профессиональная поддержка документалистов, отражающих в своем творчестве актуальное прочтение темы фестиваля, а также способствует сохранению живого кинематографического пространства стран, объединенных общей историей.
В рамках нынешнего фестиваля проходило два конкурса: документальных и телевизионных фильмов. В конкурсе документальных фильмов было представлено 25 работ из 12 стран, состоящих из двух блоков – «Отражение» и «Память». В блок «Память» вошли фильмы, посвященные войне 1941-1945 годов, ее событиям, предпосылкам и последствиям. В блоке «Отражение» – работы, показывающие жизнь наших современников, героику и проблемы сегодняшнего дня, их чаяния и заботы.
О замечательных фильмах, просмотренных нами на фестивале можно много и долго говорить. Отметим только некоторые, наиболее значимые.
Большое впечатление произвела работа независимого немецкого документалиста Марка Барталамая, снятого совместно с Нелей Ойстрах «Прифронтовой Донецк. Республика нон грата» (блок «Отражение»). Работа тем более интересна, что снял картину иностранец, что само по себе уже является с его стороны мужественным поступком. Он решил лично поехать на Донбасс и провести свое собственное расследование. Зритель увидел Донбасс глазами иностранца, который сравнивает информацию новостных лент с тем, что ему удалось узнать непосредственно на месте событий. Автор рассказывает о простых людях, проживающих в прифронтовом Донецке, их жизни, о том, как развивается республика, как решаются актуальные проблемы различных аспектов жизни людей. Автор сделал попытку «вырвать» тему войны из абстрактного контекста и придать ей человеческое лицо. Встречи с простыми жителями, а также с руководителями различного ранга Донецка, беседы с ними, живые, документальные кадры, происходящего в этом регионе, настолько красноречивы и убедительны, что в объективности автора не приходится сомневаться. Более объективного документа даже невозможно придумать.
Представленный на конкурс фильм «Братья по оружию. Во имя общей Победы» (блок «Память») режиссера Олега Штрома – обладателя Гран-при X фестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» в 2014 году, рассказывает удивительную историю 90-летнего ветерана Великой Отечественной войны Владимира Куца, который вспоминает о своих встречах с союзниками из западных стран. Спустя 73 года вместе со съемочной группой он повторил свой уникальный боевой путь. Узник трудового лагеря под Штутгартом, в 1945 году, он был освобожден американскими солдатами и стал сыном полка. Вместе с американскими войсками прошел путь до города Эннс в Австрии, где в мае 1945 года соединились союзнические войска США и СССР. Перед возвращением домой еще четыре месяца он служил в контрразведке 5-й Воздушно-десантной дивизии Красной Армии. Жизнь и судьба сделала Владимира героем двух армий. Он был удостоен американской награды «Пурпурное сердце» и звания Советского гвардейца-десантника. О страницах малоизвестных фактов трагедии цыган во время Второй мировой войны рассказывает словацкий фильм «Дырка в голове» сценариста и режиссера из Словакии Роберта Кирхгоффа. Фильм рассказывает о страшных зверствах фашистов над цыганами, которых убивали сотнями и тысячами: в концлагерях, на краю массовых захоронений и на обочине дорог, прикладами, молотками и в газовых камерах. Эта история до сих пор окутана молчанием. В течении многих лет цыгане существовали и продолжают существовать на обочине общества. Но они выжили и сохранили свою память и шрамы как доказательство преступления. В мире, где возродился фашизм, они являются одними из последних живых свидетелей Холокоста.
Чехию на фестивале представила лента Мирослава Янека под названием «Нормальный аутистский фильм» (блок «Отражение»). Это фильм о ментально больных детях с проблемами адаптации, которых называют аутистами. Автор ставит небесспорный вопрос: что является нормой и кто должен ее определять: жить в постоянной спешке, не обращая внимания на абсурдность современной жизни, или с тоской искать порядок, мир и спокойствие в этом мире?
Продолжает детскую тему бельгийский фильм «Земля просвещенных» (режиссер Пьетер-Жан Де Пю, блок «Отражение»), рассказывающий об афганских детях, несущих добровольную службу по поддержанию порядка на подконтрольной территории. В фильме сочетаются вымышленные и документальные эпизоды.
Это кинематографическое путешествие в страну Афганистан, измученную бесконечными войнами, где дети являются такими же их заложниками, как и взрослое население.
Мастер кинодокументалистики Евгений Голынкин представил на конкурс свою новую работу – «Сердце. Сорок лет спустя» (блок «Отражение»). Фильм посвященный Леониду Гуревичу, чью мастерскую в 1987 году на Высших курсах сценаристов и режиссеров закончил автор. В 1979 году Гуревич снял документальный фильм «Сердце», в котором речь шла о героических буднях советских кардиохирургах. Тогда, сорок лет тому назад, врачи размышляли о цене человеческой жизни, говорили о своих переживаниях, вызванных смертью пациента, несовершенстве нашей медицины, недостатке знаний и ответственности врачей. За прошедшие с тех пор годы медицина совершила невероятный прорыв в хирургии, появилось новое высокотехнологичное оборудование, значительно расширились знания в области кардиологии, но неизменным осталось одно – каждодневный напряженный труд на грани подвига наших врачей, изучающих важнейший орган человека – его сердце. Остались прежними и нравственные проблемы, одолевающие врачей. Обо всём этом и рассказывает фильм Голынкина.
Тему врачей продолжает фильм молодого режиссера из Кыргыстана Адилета Каржоева «Спасибо, доктор!», снятый в Киргизии в копродукции с Польшей и Францией. Фильм рассказывает о восьмидесятилетнем хирурге, заведующем хирургическим отделением городской больницы, Эрнсте Акрамове, всю свою жизнь посвятившему хирургии. Вот уже двадцать пять лет он в буквальном смысле живет в стенах больницы. Всё, что у него есть, – это его больница, больные, которые обожают его, и маленькая комнатка на территории больницы…
Специальным показом на фестивале был полнометражный документальный фильм «Одесса. Черная весна» российского режиссера Андрея Дёмина. Спустя два года после трагедии в Одессе 2 мая 2014 года стали поступать уникальные материалы о подготовке и реализации плана подавления оппозиционного движения, получившее название «Куликово поле». Расследование обстоятельств трагедии на основе уникальных материалов и свидетельств позволили в деталях восстановить картину происшествия. Более 200 часов видеоматериалов с места трагедии, более 50 часов интервью с очевидцами и участниками событий – материал, которым располагал режиссер. Уникальные электронные и печатные документы, указывающие на истинных виновников и организаторов события, ставшего «черной весной» для жителей Одессы. Фильм потрясает своей жестокостью и откровением, и, конечно же, никого не оставил равнодушным.
На фестивале в конкурсной и внеконкурсной программах были широко представлены фильмы из Китая. В конкурсной программе документальных фильмов был показан русско-китайский фильм «У стен Москвы. Битва за Чанша», (режиссер Григорий Илугдин, блок «Память»), рассказывающий об удивительном факте – совпадении во времени героической обороны Москвы и китайского города Чанша. Через показ происходящих практически одновременно героических событий: обороны Москвы и битвы за Чанша раскрывается огромная роль России и Китая в развенчании мифа о силе и мощи германского фашизма, и японского милитаризма, рассказывается о взаимной поддержке двух наших народов в решающий период Второй мировой воны, когда на Европейском и Тихоокеанском фронтах силы союзников терпели одну неудачу за другой.
В конкурсе телевизионных работ из Китая были представлены фильм о Рихарде Зорге «Король красных разведчиков в Китае» (режиссер Яо Дунмэй, блок «Портрет»), «Свидетель резни в Нанкине в 1937 году» (режиссер Дай Бо, блок «Цикл или сериал») и «Чжан Юйлянь – военный репортер» (режиссер Чан Чэнь, блок «Портрет»).
В телевизионном конкурсе были представлены лучшие работы телеканалов и студий в разных жанрах на исторические и актуальные темы. Он состоял из пяти блоков: «ТВ-фильм», «Репортаж», «Цикл или сериал», «Портрет» и «Программа». В этом конкурсе приняли участие сорок работ из восьми стран.
Молдавский фильм «1918. Бессарабия» (блок «ТВфильм») Елены Пахомовой рассказывает о сложном клубке исторических противоречий, из-за которых Молдавия в настоящее время оказалась фактически разделена на два лагеря – пророссийский и прорумынский. Фильм «1918. Бессарабия» – это призыв к соотечественникам отстоять независимость своего государства.
Двумя телевизионными работами была представлена Украина – «Сила музыки» (блок «ТВ-фильм») Софьи Шагаевской из Луганска – рассказ артистов Луганского академического симфонического оркестра о жизни коллектива в период военных действий на Донбассе с 2014 года по сегодняшний день, – и «Зенитчица» (блок «Портрет») Александра Елагина и Виктора Быкодира из Херсона.
«ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» – единственный кинофестиваль, рожденный в Севастополе. И, конечно же, ежегодно в его программе присутствуют ленты, посвященные этому городу и его жителям. В этом году был представлен фильм Алексея Александрова и Артема Филиппова «Герои Севастопольской весны» (блок «ТВ-фильм»), в котором представлены интервью с севастопольцами, ставшими свидетелями событий весны 2014-го года.
На фестивале также были показаны шесть внеконкурсных программ: «Крым Forever», «Россия завтра», «Актуально: Донбасс», программа студенческих фильмов «Киношколы», а также именная программа – Натальи Гугуевой.
Даже фрагментарный обзор представленных здесь далеко не всех конкурсных и внеконкурсных фильмов, и телепрограмм уже говорит о большом разнообразии и актуальности тем и поднятых в них проблем, происходивших ранее и происходящих в настоящее время событий в разных регионах мира. Это говорит об огромной, поистине титанической работе, проделанной отборщиками фильмов на фестиваль и членами жюри, просмотревших эти фильмы, и, конечно же, организаторами фестиваля. За что им большое спасибо!
Но кинофестиваль – это не только просмотр фильмов, это еще и много разных культурных и профессиональных мероприятий, организованных в рамках фестиваля: это и ежевечерние семинары и обсуждения просмотренных фильмов журналистами и киноведами с их создателями, это и мастер-классы, и творческие встречи с ветеранами войны, это и Круглый стол участников фестиваля, и журналистов, проходивший на севастопольском телевидении на тему «Документальное кино XXI века. Зеркало или инструмент? Документ или идеология?», где шел острый разговор о насущных проблемах современной документалистики и ее перспективах.
Одним из наиболее важных спецмероприятий, проходивших в рамках фестиваля, был VI Российско-Китайский Медиафорум сотрудничества по культуре и туризму, посвященный сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза под названием «Партнерство во имя будущего: историко-культурное наследие как фактор единения». Несмотря на то, что форум проводится не первый раз, однако именно это мероприятие послужило укреплению отношений между двумя странами в плане обмена киноопытом и документальными картинами. На Форуме были обсуждены важнейшие проблемы будущего Российско-Китайского сотрудничества в области культуры и туризма. Выступления с российской и китайской сторон представляли большой интерес для обеих сторон, проходившие по темам «Задача «сопряжения» – новая платформа, новая отправная точка, новая интеграция», «Культурные связи – основы успешного экономического сотрудничества», «Медиа-кино и телевидение: историческая миссия в сохранении и развитии историко-культурного наследия» и др. Выступления руководителей телерадиокомпаний, директоров различных Центров и проектов, режиссеров и продюсеров, связанные с заявленными темами, были полезны для обеих сторон. Велся серьезный, взаимно заинтересованный деловой разговор: обсуждения, дискуссии, обмен опытом и мнениями.
По результатам форума были заключены стратегические меморандумы и было принято решение о запуске совместного российско-китайского телеканала «ТВ БРИКС». А Северо-восточное бюро в Харбине Гонконгского спутникового телевидения отныне является со-организатором фестиваля «Победили вместе».
Подведение итогов пленарного заседания медиафорума завершилось торжественным подписанием исторического документа обеими сторонами – «Соглашения о российско-китайском партнерстве». В тестовой версии канал начнет работать в России 3 июня в эфире канала «Продвижение», в ноябредекабре это будет уже круглосуточный спутниково-кабельный канал, а в 2018 году планируется его запуск в Китае на китайском языке. Отмечено, что контент канала составит медиа продукция стран-участников БРИКС – России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР.
Итак, XIII Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» закончил свою работу. На торжественной церемонии закрытия фестиваля, которая проходила в Доме офицера Черноморского флота РФ, были объявлены результаты работы жюри. Лучшие работы были награждены Дипломами и статуэтками фестиваля.
Фестиваль завершил работу, чтобы вернуться сюда ровно через год, но уже с обновлённым названием, точно определяющим место его рождения, а именно – «XIV Международный Севастопольский фестиваль документальных фильмов и телепрограмм»

«ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» – едва ли не единственный на евразийском пространстве международный фестиваль, где звучит пронзительный призыв не забывать об историческом подвиге наших народов. Помнить и объединять – одна из главных миссий этого форума. Ибо те, кто забывает историю своих побед, кует чужие.
Общие ценности важнее общих границ. Возможно, именно в этом предназначение севастопольского фестиваля. Чтобы наши общие духовные ориентиры скрепляли народы. Чтобы простые слова «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» не забывались никогда.