Завершился XV Севастопольский международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ»

rs_cg6a9148

Профессионалы документального кино из разных стран собрались в Крыму на юбилейном XV Севастопольском международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ»

Кинофестиваль «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» начался на лирически-ностальгической ноте песней из кинофильма «Добровольцы» и завершился на победно-бравурной – салютом над Артиллерийской бухтой.

Неделя напряженной работы, около сотни просмотренных фильмов, мастер-классы, Открытый Питчинг, Международный общественный форум, посвященный Сохранению памяти Второй мировой и Великой Отечественной войнам, пресс-конференции и дополнительные показы, порой завершавшиеся далеко за полночь, и все это – в атмосфере радушного гостеприимства севастопольцев и удивительной природы этого края, под шепот ласкового Черного моря и крики чаек и павлинов. Павлины не для красного словца – они на самом деле обитают в пансионате «Песчаная бухта», где жили большинство участников и гостей фестиваля и проходили пресс-конференции и Питчинг.

Начался фестиваль с вручения особого приза «За выдающийся вклад в документальное кино» мэтру отечественной документалистики, можно сказать, легенде документального кино, Виктору Петровичу Лисаковичу. Поблагодарив за признание, режиссер сказал, что ему отрадно находиться на этом киносмотре, встречаться с коллегами, смотреть фильмы и обсуждать их. Он пожелал фестивалю еще больше зрителей и горячих интересных дискуссий. «Мы разучились радоваться чужим успехам, разучились болеть за других и поддерживать их, и только на кинофестивалях сохранилась эта атмосфера дружелюбия и радости за другого», – отметил Виктор Петрович в интервью.

Конкурс в этом году был обширным – тридцать пять стран, тридцать восемь регионов России, окола ста фильмов в конкурсной и внеконкурсной программе (а прислано было свыше пятисот), недаром фестиваль пятнадцатый, юбилейный. Одним словом, в Севастополе собрались профессионалы документального кино со всего мира. Недаром, в приветственном слове Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков сказал, что на этом фестивале «жюри и зрители смогут познакомиться с лучшими работами, произведенными в нашей стране». А генеральный продюсер «Победили вместе» Валерий Рузин отметил: «За годы работы и профессионального сотрудничества фестиваль приобрел статус одного из ведущих межнациональных кинофорумов, предоставляющих уникальную возможность для творческого диалога и поддержки документалистов России и других стран. Радует, что фестиваль стал форумом для людей, которые стоят на позициях исторической правды и имеют мужество отстаивать ее в своем творчестве».

Каждый конкурс судило свое жюри, и в каждом присуждались награды лучшему фильму, режиссеру, оператору, спецпризы и дипломы.

В Международном конкурсе лучшим полнометражным фильмом стал «Сербка» – пронзительная работа хорватского режиссера Небойши Слиепчевича о том, куда может завести ненависть и неконтролируемая агрессия, и как вернуть людям способность здраво мыслить и относиться друг к другу по-человечески. Метафорический язык картины способствует лучшему зрительскому восприятию происходящего на экране, сопереживанию героине и более полному погружению в происходящее.

В коротком метре победил фильм «Две казни маршала», автор которого румынский режиссер Раду Жуде пытается вместе с нами понять, каким был в действительности маршал Антонеску, и за что его казнили.

Гран-При удостоена лента режиссера из Грузии Вахтанга Кунцева-Габашвили «Прозрачный мир». Трогательная история юноши, вернее даже, молодого мужчины с особенностями психологического развития, которому отец помогает найти в жизни место и дело. Оба очень настойчиво и вдохновенно работают над своим проектом, и хочется верить, что у Беке – так зовут героя – все получится.

Жюри также отметило работу оператора фильма «Отец Байкал» Юрия Ермолина, который потрясающе передал в кадре природу этого края и скульптурных работ Даши Намдакова. Мы видим, как оживают глина и дерева под руками мастера, проникаем в образный внутренний мир художника.

В национальном конкурсе, впервые включенном в программу фестиваля, первый приз получила картина «Своя республика» режиссера Алены Полуниной. Фильм о Донбассе, об одном из воинских подразделений легендарного батальона «Восток». Семь дней существования между войной и миром, между надеждой и тоской, между летним маревом и осенней распутицей. Это просто жизнь и быт – людей, которые могут завтра погибнуть, и от этого так щемяще-пронзительно происходящее, так хочется запомнить их лица, мельчайшие детали, и так хочется мира и жизни – для всех них. Не зря лента удостоена приза имени Владислава Микоши – фронтового оператора Великой Отечественной, снимавшего в осажденном Севастополе.

Приз за лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана достался киноленте Наталии Гугуевой «Свидетели любви». Награждение состоялось в день, когда церковно прославляется память новомучеников Бутовских, о чьих судьбах и рассказано в картине.

«Мой фильм – о святости в повседневной жизни. О том, как такие же люди, как и мы с вами, воспитывали детей, строили семьи, творчески реализовывались, болели и страдали, но при этом становились святыми и осознанно отдавали свою жизнь за православную веру, свидетельствуя при этом о реальности иного мира, реальности бытия Божия. Мои герои – новомученики и исповедники Российские – опытно знали о существовании этой реальности, чувствовали ее в каждом дне своей жизни», – поделилась режиссер после церемонии награждения.

Призом за лучшую операторскую работу отмечен фильм Светланы Быченко «Последние Робинзоны Охотского моря», в которой она и второй оператор картины Валентин Миронов рассказывают зрителю истории о суровых, труднодоступных местах и людях, способных здесь выжить, вернее, жить. Мы видим лица этих людей, их повседневный кропотливый труд и удивительную природу островов Охотского моря.

Такой же приз имени Анатолии Головни получил оператор картины «Судьба» режиссера Татьяны Гагиной Игорь Красовский. Это фильм о судьбе греческой диаспоры в Крыму, судьбе сложной и порой трагичной, о самом полуострове, его удивительной природе и замечательных людях. Символично, что Татьяна Гагина с этой историей выиграла прошлогодний Питчинг, а в нынешнем вместе с Евгением Чеширко пришла с новой историей «Дорога в рай», которой тоже помогут осуществиться на экране. «Судьба» – первая режиссерская работа «Варвары-красы», а именно по этой роли мы все помним и любим Татьяну Николаевну, и операторское мастерство Красовского невероятно украсило картину. Глубокое море, бескрайние поля маков, как не влюбиться в такую красоту? А кони? Когда лошадь на крупном плане моргает глазом, это невероятно трогательно и одновременно сказочно. Вообще об изобразительном ряде фильма можно написать целую большую статью, разбирая буквально каждый кадр – от часового экранного действа невозможно оторваться, хочется смотреть эти пейзажи снова и снова, и этих людей – в работе, в экспрессии танца, в нежности любви. Фильм удостоен специального диплома жюри.

Еще один спецприз достался картине «Корабли Крымской весны», режиссера Марии Раздорской. Это фильм о том, как по-живому разрывали Черноморский флот, о людях и судьбах – попытка понять «почему так случилось?», поиск ответа на сложные вопросы, которые поставила жизнь.

Жюри телевизионного конкурса, как сказал его председатель Александр Стефанович, пришлось труднее всего – сорок работ, большинство полнометражные, и, тем не менее, выбор сделан.

Приз имени Джеммы Фирсовой за лучший фильм на социально-философскую тему – у картины «История Молдовы» Натальи Анисимовой и Елены Пахомовой. Приз программы «Военная тайна» за лучший фильм, посвященный отечественной истории, получил фильм московских авторов Екатерины Толдоновой и Геннадия Каюмова «Солдаты спорта». Приза имени Святослава Бэлзы за лучший телевизионный фильм о культуре удостоен автор и режиссер Владимир Сидоренко за ленту «Экспозиция войны».

Лучшим телефильмом-портретом названа прекрасная работа Андрея Судиловского «Дмитрий Менделеев. Заветные мысли», а лучшим телесериалом стал «Мой век» чешского режиссера Теодоры Ремундовой. В этой двухсерийной ленте мы видим столетних чехов, которые вспоминают о своем детстве и вообще о жизни. Очень трогательная и проникновенная работа. Приз за лучший документальный телефильм отправился в Санкт-Петербург, его получил Иннокентий Иванов за картину «Несломленный нарком» об адмирале флота Николае Кузнецове. Это награждение вызвало в зале овации легендарному Наркому, что неудивительно, потому что Севастополь – по меткому слову генерального продюсера фестиваля Валерия Рузина – морская столица России, и здесь как ни в каком другом месте помнят и чтут легендарного адмирала Кузнецова.

Жюри телевизионного конкурса вручило также дипломы «За важность темы и восстановление исторической правды» режиссерам Татьяне Гагиной из Севастополя, Ефиму Резникову и Михаилу Кузовенкову из Москвы, минчанке Людмиле Клинцовой и Наталье Голубь из Приднестровья.

Уже второй год на фестивале проводится смотр молодых, начинающих режиссеров – Международный конкурс киношкол. Лучшим фильмом здесь названа работа Артура Саакяна из Армении «С ветром» – о моряках и рыболовах, вернее, о женщине, работающей наравне с мужчинами в рыболовной артели и каждый день выходящей в море навстречу ветру и волнам. Жизнь этих людей отнюдь не романтика, а борьба – как раз с ветром и волнами, борьба за жизнь. Лучшим режиссером стала Лучия Кашова, Словакия – фильм «Конкретные времена» – философская притча о людях и современном мире.

Специальный приз с потрясающей формулировкой «Фильму, открывающему много дверей», получила картина «Ничего личного» Евгения Милых. В самом деле один из героев фильма может открыть любую дверь, но режиссерский посыл, как и приз – не об этом. Речь идет о дверях наших душ, о жизни и смерти, о том, насколько наши поступки приближают нас к Богу или отдаляют от него.

Диплома фестиваля удостоена и работа режиссера Берика Жаханова из Казахстана «Наследие предков».

На фестивале также прошли дни греческого, турецкого и китайского кино. Фильмы этих программ отмечены специальными дипломами киносмотра. И это вовсе не по принципу «всем сестрам по серьгам» – представленные картины сняты на высоком уровне режиссерского мастерства, поднимают важные темы современности, и это просто хорошее кино, собравшее полные залы и получившее признание публики: после просмотра зрители подходили к авторам и говорили слова благодарности.

Среди всех этих работ хочется отметить одну из героинь и автора сценария премированного фильма «Не рабы рыбы» Лив Мьелде, написавшую повесть о женщинах, угнанных фашистами в Германию и привезенных на рыбозавод в Норвегию, где они в тяжелейших условиях должны были делать рыбные консервы для гитлеровской армии. В этой истории очень много совпадений и реальных чудес, когда неожиданно находились документы, фотографии, рисунки, словно пришло, наконец, время узнать правду. Совет ветеранов Севастополя наградил Лив медалью за ее самоотверженный поиск архивных материалов о советских военнопленных.

Великолепен фильм грека Бабиса Цокоса о Марии Каллас, о трагической судьбе которой мало кто знал, все привыкли видеть в ней только певицу с потрясающим голосом. Картина снята практически без бюджета, с непрофессиональными актерами, но это высокохудожественное произведение, понятное зрителям всего мира и трогающее их сердца глубиной сопереживания великой певице.

Фильм Семира Асланюрека «Хаос» своей художественной выразительностью и многоплановостью отсылает нас к традициям советского кинематографа, что неслучайно: турецкий режиссер учился во ВГИКе, закончил мастерскую Владимира Наумова. Являясь профессором Стамбульского университета, он хочет создать у себя на родине маленький ВГИК, с его учебной программой, «потому что нигде как в нашей киношколе нельзя научиться снимать кино».

Китайские киноленты – разноплановы по жанру и содержанию, это и рассказ о трех иностранцах, влюбленных в Китай и приехавших туда изучать каждый свою специальность – молодая вьетнамская певица, архитектор и собиратель фольклора, и историческая лента о противостоянии китайцев японским захватчикам, рассказанная в свете мировых событий и кинематографа того периода. Комедия и трагедия, игровое и документальное – китайское кино, представленное на фестивале, оказалось интересно зрителю, даже тем, кто никогда ранее с ним не сталкивался.

В рамках кинофестиваля состоялся Первый Международный общественный форум, посвященный сохранению памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Он был организован вместе с Ассамблеей народов Евразии, Евразийской академией телевидения и радио и Ассоциацией исследователей российского общества. Этот Форум несомненно важен сегодня, когда пересматриваются события и итоги Второй мировой, когда происходит намеренная фальсификация тех или иных фактов, когда «лесным братьям» и власовцам ставят памятники и приравниваю их к участникам Великой Отечественной, когда неонацисты устраивают парады. Особую роль сохранение памяти о войне играет для воспитания молодежи – надо, чтобы помнили и не повторили. Надо дать им понять, что война и убийство это страшно, бесчеловечно, и помочь в этом во многом может кинематограф, особенно документальный. Одно из выступлений на Форуме породило полемику: что же такое Победа – радость праздника или скорбь по ушедшим? Мнения разделились, но надо признать, что одно не исключает другое.

По итогам двух дней заседаний была принята резолюция, в которой, в частности, было решено проводить Форум в рамках фестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» ежегодно.

При поддержке Фонда «История Отечества» на кинофестивале прошел Открытый Питчинг кино- и телепроектов по двум темам – «Победили вместе» и «В Крыму и Севастополе». Лучшим игровым полнометражным проектом признан «Двойной Форсаж» Наталии Гугуевой, второе место – у Юрия Агапова («Кокша»), третье поделили Владимир Дегтярев и Татьяна Гагина; в коротком метре победил Гарник Аразян и его «Голубые паруса», второе место – у Максима Леонидова с проектом «Гость». В жанре анимации победитель «Улитка Лидка» Владимира Орлова. У документалистов победа досталась Ирине Васильевой с ее исторической разработкой «Хождение Кутузова за море», Елене Емельяновой – «Лоскутное поле мира, или мама Римма» и Асе Гусевой («В ожидании осени»). Специальные призы получили работа «Вклад армян в Великую Отечественную войну» Акопа Каранфиляна, Армине Авдалян и Людмилы Бакеевой и проект «Полевые корреспонденты» Абдулы Бечедова из Дагестана. Главный приз – соискание финансирования от Фонда «История Отечества» получил проект «Хождение Кутузова за море».

В рамках Питчинга были проведены продюсерский, режиссерский и сценарный мастер-классы, а так же мастер-класс по работе со звуком и по работе редактора в кино и на телевидении.

Вечерами после пресс-конференций были еще и специальные показы. Так, участники и гости фестиваля увидели короткометражный фильм начинающего режиссера и продюсера Луны Беляевой «Стакан воды». Картина с новой – эротико-сатирической позиции показывает нам несколько главных действующих лиц Октябрьской революции – Владимира Ильича Ленина, Инессу Арманд и Александру Коллонтай. С юмором и без грамма пошлости раскрыта тема свободных отношений между мужчинами и женщинами в ранние годы советской власти. Сакраментальной в контексте сегодняшних исторических событий звучит фраза Коллонтай: «Крым наш – отныне и навсегда!» Это реальная историческая фраза, взятая из ее речи.

Фестивальная неделя прошла очень быстро, очень не хотелось покидать гостеприимный Севастополь, и он тоже словно не желал нас отпускать – по дороге в аэропорт разразилась сильная гроза с громом и молниями. Думаю, это хороший знак для всех – приехать на кинофестиваль «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» на будущий год.

 

Елена Ульянова

 

 

Фотографии: Наташа Четверикова