rs_%d1%81%d1%83%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d0%b01

«Судьба» говорит на языке Гомера

Фильм севастопольского режиссера Татьяны Гагиной рассказывает о вере, любви, силе духа греческого народа, который живет на крымской земле. На протяжении всего фильма – в песне, молитве – звучит язык, на котором говорил Гомер. Над цветущей крымской землей плывет греческая песня – так, словно в небесах, сливаются воедино голоса предков и тех, кто живет сегодня. Между ними – тысячелетия. В 1830 году в Крым из Фракии прибыло сорок семей. Тому предшествовали события, которые вынудили их покинуть родные земли и обрести вторую Родину. Главная героиня фильма – председатель греческого общества села Чернополье Ирина Зекова говорит о том, что Крым стал благословенным местом для фракийцев, здесь они обрели второй дом, однако помнят и чтят традиции предков. Пожилая женщина в национальном наряде вспоминает и о депортации в 1944 году из Крыма на Урал, откуда вернулись не все. Судьба все время посылала испытания. Для чего? Чтобы стать сильными духом, не потерять себя и быть достойными предков. Режиссер намеренно вводит в фильм сказителя. Он погружает зрителя в другое измерение – туда, где история народа, его трагедия переплетена с легендами. Просто и по-человечески рассказать то, что нажито народом веками, было одной из главных задумок режиссера. Ольга Чичирко

rs_%d1%81%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b8-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b2%d0%b8_%d1%81%d0%ba%d1%80%d0%b8%d0%bd1

«Но любовь из них бОльшая» – «Свидетели любви» Наталии Гугуевой

Фильм о новомучениках получил главные призы на двух фестивалях православного кино   Фильм Наталии Гугуевой «Свидетели любви» – о новомучениках и исповедниках ХХ столетия. И их жизнь в самом деле – свидетельство той самой любви: к Господу, друг ко другу, к детям, но в этой картине, как мне кажется, речь идет не столько о них, сколько об их детях и внуках – именно они являются для нас свидетелями любви, любви тех, кто принял мученически венец за Христа, любви их родных, любви, которую они сами впитали из своего детства. Протоиерей Кирилл Каледа рассказывает от своем дедушке священномученике Владимире Амбарцумове, дети расстрелянного на Бутовском полигоне отца Михаила Шика – об отце, дочь священника Александра Тетюева говорит о нем. Семьи разные – среди Калед-Амбарцумовых много священнослужителей, потомки Шиков-Шаховских тоже воспитаны были в вере и остались верными чадами Церкви, а вот семья отца Александра Тетюева всячески оберегала детей от веры и храма, боясь насмешек, гонений, а, возможно, по каким-то иным причинам. Нам сегодняшним трудно представить, кто как и почему поступал в те годы, а еще сложнее поставить себя на их место. Не зря один из героев, размышляя о новомучениках, произносит сакраментальную фразу – «не знаю, смог бы я вот так». Да, семьи разные, но любовь – одна. Дочь отца Александра говорит, что любила его и всегда чувствовала его любовь, и это помогало ей жить. Да, с религией и Церковью у нее сложные отношения, но не по любви ли мать и бабушка пытались оградить девочку от всего дурного и страшного? И не наше право упрекать их в чем-то. Равно как не наше право упрекать отца Михаила Шика, подписавшего протокол обвинения – мы не знаем, что и как происходило в тюремной камере, каким пыткам подвергались узники, как у них «выбивались» эти подписи. Очень точно в этом смысле говорит Сергей Михайлович Шик, что «Бог сам рассудит все дела и поступки, отец Михаил поступил по совести, принял мученическую смерть за Христа, за свою веру, а будет ли он признан святым, для него самого не имеет никакого значения». В самом деле, как сказал кто-то на обсуждении картины в Доме русского зарубежья, это нужно нам, живым. Но в большей степени, по моему мнению, нам нужно именно свидетельство любви этих людей, важна сопричастность к этой любви, сопричастность, которую авторы фильма даруют нам через потомков погибших священников. Мы видим на фотографиях их озаренные каким-то потрясающим светом лица, «читаем» письма, проникнутые любовью, слышим рассказы. Один из героев картины – совсем молодой правнук отца Михаила, который знает о своем предке только со слов старших, при этом рассказывает какой-то эпизод с таким воодушевлением, словно сам это пережил, прочувствовал и знал. И это его состояние причастности передается зрителям, заставляя и нас не просто смотреть, а ощущать и сопереживать. На обсуждении многие говорили, что плакали во время просмотра… Эту возможность сопереживать и участвовать, проникнуть в то время дает и образный строй фильма, в котором довольно много хроникальных кадров и фотографий, и звуковое решение, когда мы слышим, как взрывается храм и падает, звякнув, колокол, как щелкает взводимый курок, падает в разрытую могилу земля, горит, чуть потрескивая, свеча… Удивительно гармонична и музыка. Посмотреть эту картину и остаться равнодушным к происходящему просто невозможно – свидетельство тому – два Гран-при на фестивалях православного кино в Сербии и в Киеве. Московская премьера фильма состоялась девятого октября в Доме русского зарубежья.   Елена Ульянова, киновед

rs_%d0%b2-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8c%d1%8e-%d1%80%d1%83%d0%b7%d0%b8%d0%bd

Интервью Генерального продюсера фестиваля Валерия Рузина

На вопросы корреспондента отвечает Генеральный продюсер фестиваля, президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий Рузин.  – Валерий Давыдович, все мы знаем, что различных фестивалей в России проводится достаточно много. А какая характерная отличительная особенность данного кинособытия? – Это единственный фестиваль, созданный в Севастополе по инициативе Героев Советского Союза, проживающих к Крыму, в память о военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны. Могу с гордостью сказать, что за годы работы и профессионального сотрудничества фестиваль приобрел статус одного из ведущих межнациональных кинофорумов, предоставляющих уникальную возможность для творческого диалога и поддержки документалистов России и других стран. К нам приехали участники из зарубежных стран – таких, как Франция, Финляндия, Швеция, Венгрия, Греция, Испания, Италия, Чехия, Польша, Литва, Эстония, Сербия, а также из Турции, Китая, Австралии, Южной Кореи, США, Индии, Израиля, Сирии. Радует, что фестиваль стал форумом для людей, которые стоят на позициях исторической правды и имеют мужество отстаивать ее в своем творчестве. Также в рамках фестиваля впервые состоится Международный форум по сохранению памяти Второй мировой войны, в котором примут участие историки и киноведы разных стран. – А как вы думаете, не иссякнет ли с годами тема войны, ведь уже столько снято и написано. – Могу вам честно сказать, к сожалению это невозможно, чтобы темы иссякли. На открытии фестиваля прошел телемост с Москвой, с Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Его директор Александр Школьник и ведущий Иван Кононов показали в кадре мемориал, на котором высечено двенадцать тысяч фамилий погибших героев! Вдумайтесь в эту цифру – это каждая отдельная история, судьба, драма. А мы не рассказали даже о сотой доле этих имен… У нас есть совместная документальная работа с китайскими кинематографистами под названием «Братья по оружию». В фильме мы рассказываем о погибших советских солдатах и найденных нами их родственниках, проживающих в селе Каменка Пензенской области. Поиски заняли годы, мы обнаружили их с большим трудом, так как это был 1939 год, секретная военная операция. Участники операции носили чужие имена, и вся история была засекречена. Но, тем не менее, родственники нашлись, и получился замечательный фильм. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать – темы не иссякнут никогда, осталось еще много пропавших без вести или незаслуженно забытых людей. – Получается, что фестиваль способствует открытию, каких-то новых военных дат, событий, имен? – У нас на фестивале проходит единственный в стране сценарный питчинг, связанный именно с военной тематикой. Кстати, именно 2019 год имеет особое значение для Севастополя. Вся страна празднует 75-ю годовщину освобождения города-героя от фашистских захватчиков. Хочу отметить, что фестиваль сыграл важную роль в процессе воссоединения Крыма и Севастополя с Россией и продолжает освещать темы патриотизма. Для нас по-прежнему важна тема поиска, исследования, героизма. Я считаю, что когда мы говорим: «Ничто не забыто, никто не забыт», этот лозунг не должен быть пустым звуком. Он должен наполняться военными темами. Еще столько не найдено, столько людей не отмечены по заслугам. Поэтому наш кинофорум дает серьезный эмоциональный посыл расследовать, хранить и чтить память героев. – А как вы смотрите на то, что сегодня стало весьма популярным веянием снимать на темы войны комедийные и развлекательные проекты? – Я не знаю, но, по-моему, война – это не тема для комедии. Не берусь никого осуждать, но мне кажется, что должна быть какая-то нравственная граница, которую переступать не дозволенно. Надеюсь, что фестиваль «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» является добрым примером в этом направлении. – На фестивале представлены картины только военной тематики? – Нет, не только. В рамках Национального конкурса документальных фильмов покажут фильм про легендарного советского легкоатлета, неоднократного рекордсмена мира по прыжкам в длину Игоря Тер-Ованесяна «Полет чемпиона». Он – пятикратный участник Олимпийских игр, двукратный бронзовый призер Олимпиад 1960 и 1964 годов в Риме и Токио. Тер-Ованесян – первый европейский и советский спортсмен, который сумел вмешаться в борьбу за мировые рекорды по прыжкам в длину с американцами. У него два мировых летних и два мировых зимних достижения. В фильме много уникальной советской кинохроники, и он освещает огромный временной пласт, в котором жил и побеждал наш герой. Замечательно, что Тер-Ованесяну, фестивальный приз как человеку-легенде вручал контр-адмирал, Председатель Союза ветеранов Севастополя Сергей Сергеевич Рыбак. Он сам спортсмен, мастер спорта по самбо. Как мы видим, фестиваль наполнен духом легендарных заслуженных и уникальных личностей, и наш общий долг – передавать молодому поколению уважение к деятельности и подвигу наших соотечественников. – Где севастопольцы смогут увидеть фильмы? – Документальные и игровые картины можно будет увидеть в городских кинотеатрах, в Нахимовском военно-морском училище, в Севастопольском президентском кадетском училище, филиале МГУ, СевГУ, в школах. Кроме того, организаторы ежегодно передают пакет лучших картин Черноморскому флоту.   Анжела Якубовская